Трактовка образа:
Изображая изменчивую и быстро проходящую жизнь, поэты веками используют образ колесницы, кареты, повозки, кибитки, телеги и даже саней. Движение к цели, созерцание мира и демонстрация себя - вот что улавливает первый поверхностный взгляд на этот аркан. Но не успеешь покрасоваться перед восхищенными зеваками и полюбоваться открывающимися видами, как уже под откос фатальной колесницей катится жизнь, а сани летят вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю...
А что было в начале, когда думал, что сам выбираешь свои пути, надеялся, что сумеешь «запрячь» в свою повозку непримиримые начала, верил, что подчинил несовместимое своей воле. И за это мир встретит тебя триумфом.
Помнил ли ты, что есть силы, которые лучше не пробуждать, что есть знания, о которых лучше не ведать и существует реальность, которую надо избегать и страшиться?
Берегись двинуться по их пути. Тогда колесница триумфатора в любой момент может превратиться в карнавальную повозку короля дураков, прекраснодушные мечтания в один миг обернутся бредом умалишенного, а праздничный выезд и вовсе грозит обернуться похоронной процессией...
Психологический аспект:
Одним из излюбленных образов средневековых карнавалов является образ бедолаги и простофили, нелепым случаем возведенный на вершину почитания и власти. Он известен как бобовый король, епископ дураков или аббат безумцев. Претендента на эту роль обычно выбирали из самых убогих и уродливых людей, а затем поклонялись и всячески угождая ему на протяжении всех дней карнавала. Но с окончанием празднеств его торжественно вывозили за город, разоблачали и развенчивали, затем подвергали всевозможным унижениям, избивали, иногда даже умышленно калечили и клеймили, одевая на голову раскаленный железный обруч. Т ак мнимый владыка, а по существу персонаж средневекового шоу становился мучеником. Но не уважаемым блаженным юродом и уже не понарошку, а всерьез обретая увечия и падая в глазах надменных обывателей на самое презираемое человеческое дно. Уже навсегда.
Роль в социальной мифологии:
О человеке, добившемся общественного признания и жизненного успеха, говорят, что он оказался на коне, возвысился над окружающими, оказался на высоте положения. Поразительно, но этими же самыми словами можно описать путь приговоренного из каземата на эшафот в той излюбленной театрализованной европейской манере, которая повсеместно практиковалась в XVI - XVIII веках. По сути европейцы Нового времени изобрели инверсию древнеримского триумфального шествия, добавив в него драматизма и муки Крестного пути. Не случайно романтические писатели и поэты так восторгались героической смертью, поднимая публичную казнь до триумфа личности над толпой.
Аркан Колесница, на которой триумфальная повозка- катафалк запряжена белой и черной лошадями, означает тот путь в глазах взбудораженной толпы, куда приведет тебя свободная воля, стечение обстоятельств и расположение Судьбы.
Из книги Михаила Строганова "Лексикон Таро"
|