Мастерская духовного развития

Главная страница Матрицы успеха Форум Новости сайта Журнал Книги Гороскоп Энергетические настройки Исследовательская группапо изучению УМЗ Практики и медитации Фотоальбомы Ответы Каталог сайтов Гадания Обратная связь

Альтернативная медицина [13]
Мед. технологии [2]
Разное [20]




Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Логин:
Пароль:


Президент России




Медитации исследовательской группы

Медитации - привлечение изобилия

Все гороскопы

Эзотерический журнал
Главная » Статьи » Целительство » Разное

Девиантное поведение
Девиантное поведение
Девиация (deviatio) – по-латински «отклонение».


 

Грубые, агрессивные, совершающие правонарушения, злоупотребляющие алкоголем (или даже наркотиками), неуспевающие по всем предметам ученики, состоящие на учете в милиции и в Комиссии по делам несовершеннолетних…

Именно их называют девиантными. Именно им посвящены психологические и педагогические научные работы и исследования. О них написаны статьи и учебники. Именно для них составляются специальные профилактические и реабилитационные программы. Их пытаются исправить. Им оказывают социальную, педагогическую и психологическую помощь и поддержку.

Что такое девиантное поведение? Каковы его причины и проявления? Какие существуют профилактические и коррекционные программы для подростков с отклоняющимся поведением?

Ни у зарубежных, ни у отечественных ученых и практиков не сложилось пока единой точки зрения на термин и содержание понятия «отклоняющееся» (девиантное) поведение.

Для изучения механизмов возникновения девиантного поведения у подростков используются знания, накопленные в таких научных областях как клиническая психология, нейропсихология, возрастная и семейная психология, юридическая психология, социальная психология и психология личности, психиатрия, педагогика, социология.

В настоящее время термин «девиантное поведение» используется представителями различных дисциплин в нескольких основных значениях, достаточно сильно отличающихся друг от друга.

В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В социологии и правоведении под девиантностью понимают социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу различных причин патологической выраженности, имеющей место при психических расстройствах и заболеваниях.

Принятым среди большинства исследователей является следующее определение:

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

Однако это определение является слишком «описательным» (не раскрывающим сущности понятия) и поэтому нуждается в уточнениях. Речь идет о дополнительных признаках, позволяющих отличать девиантное поведение от других схожих явлений.

Вот некоторые из этих критериев:

  • Девиантное поведение всегда имеет разрушительный характер: оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность).
  • Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения, социальных санкций (в крайних проявлениях – даже форму уголовного наказания).
  • Девиантное поведение является стойко повторяющимся – многократным или длительным.
  • Девиантное поведение согласуется с общей направленностью личности, то есть является достаточно предсказуемым и проявляющимся в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы, самообороны.
  • Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы (оно не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться).
  • Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие, то есть по-разному проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности.
  • Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения.

Во всех подходах ключевым для определения девиантного поведения является понятие социальной нормы, а точнее – совокупности социальных норм. Ведь именно факт неоднократного их нарушения позволяет отнести того или иного подростка к категории «трудных».

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Существуют следующие виды социальных норм:

Духовно-нравственные нормы – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).

Морально-этические нормы – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.

Правовые нормы – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.

Организационно-профессиональные нормы – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).

Эстетические нормы – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы — безобразное, низменное, ужасное.

В зависимости от вида нарушаемой нормы можно выделить различные виды девиантного поведения.

Например, психологом Е.В.Змановской предложена следующая классификация:

Антисоциальное (делинквентное) поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Как правило, к асоциальному поведения относят различные проявления агрессии, аморального поведения, бродяжничество, проституцию и т.п.

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – поведение, угрожающее целостности и развитию личности. К этому виду относятся различные варианты аддикций (зависимостей) и суицидальное поведение.

Некоторые авторы дополнительно выделяют еще конформистское (ориентированное на внешние авторитеты), нарциссическое (управляемое чувством собственной грандиозности) и фанатическое поведение (слепая приверженность какой-либо идее).

Оригинальной и интересной является классификация видов девиантного поведения, предложенная отечественным ученым В.Д.Менделевичем. В ее основе лежит анализ отношения человека к окружающей его реальности.

Взаимодействие индивида и реальности представлено пятью различными способами: приспособление, противодействие, болезненное противодействие, уход и игнорирование.

• Гармоничный человек выбирает адаптивное приспособление к реальности, то есть достижение равновесия между ценностями, особенностями индивида и требованиями окружающей социальной среды.

• При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном (предкриминальном) поведении.

Болезненное противостояние реальности – это следствие психической патологии и психопатологических расстройств, при которых окружающий мир воспринимается враждебным из-за искажения его восприятия и понимания. В данном случае девиантное поведение сочетается с заболеванием и определяется именно болезненным состоянием психики. Так, например, агрессивность и подозрительность может быть следствием бредового расстройства, при котором окружающим людям приписываются несуществующие враждебные мотивы.

Уход от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые негативно оценивают существующую реальность и считают себя неспособными адаптироваться к ней. Считается, что приоритеты человека могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: «тело/ощущения», «деятельность/работа», «контакты», «фантазия/будущее». Гармоничное существование человека предполагает равномерное распределение приоритетов и жизненной энергии по всем четырем сферам. Если же человек не справляется с реальностью, то наблюдается «бегство» (уход) в одну из четырех сфер. Речь может идти об «уходе в болезнь» (или, наоборот, поглощенности идеями здоровья), о трудоголизме, игромании, аутизации или, наоборот, чрезмерной общительности и созависимых отношениях.

Чаще всего «уход от реальности» проявляться в злоупотреблении психоактивными веществами – алкоголем и наркотиками. Крайним вариантом «ухода» является суицидальное поведение.

Игнорирование реальности предполагает существование человека в собственном (например, узкопрофессиональном) мире. Такие люди не принимает в расчет требования и нормы реальности, а существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

Каковы причины возникновения девиантности?

Традиционно выделяют биологические, личностные (психологические и психопатологические), социальные и семейные факторы риска отклоняющегося поведения.

К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; соматическую ослабленность; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.

Личностные особенности индивида также могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.

Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения гендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов.

Отклонения в поведении могут возникать и при некоторых «пограничных состояниях» - психогенных расстройствах (неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, депривационных нарушениях), психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков.

Девиантное поведение может сочетаться и быть следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.

К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное микросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.

При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов (психологов, классных руководителей, социальных педагогов, врачей) – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.

Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.

Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы и достигнут определенный успех во взаимодействии с подростком и его близкими.

Какие существуют подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения в условиях образовательного учреждения?

Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций («День здоровья», «День борьбы с курением» и др.), желательно реализовывать профилактические программы, имеющие целью развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.

Ниже перечислены основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения среди школьников.

Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений;

Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально-бытовых навыков, тренинги подготовки к семейной жизни и т.п.);

Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения);

Организация «альтернативной деятельности» - организация досуга школьников, вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских; внедрение программ «специфической позитивной активности» - видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.);

Укрепление здоровья (внедрение в образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий);

Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.;

Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая психолого-педагогическая работа с родителями (например, ведение «Тренингов родительской эффективности» - обучение навыкам общения с детьми и подростками и конструктивным способам поведения в проблемных ситуациях); индивидуальное и семейное психологическое консультирование (помощь в разрешении личностных и семейных проблем родителей или лиц, их заменяющих);

Коррекционно-развивающие программы для школьников «группы риска» школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития);

Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. В условиях образовательного учреждения это может быть социально-психологическая служба, специалисты которой готовы оказать поддержку учащимся и членам их семей, а также содействовать в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, оказываемой смежными организациями.

Доказано, что люди, получающие эффективную социальную поддержку от значимых для них людей и социальных сообществ, легче справляются со стрессами, лучше социально адаптированы и более устойчивы к развитию заболеваний и отклонений в поведении.

Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт - лучшие помощники в работе с девиантными подростками.

 

Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.

 




Источник: http://www.psycenter.ru
Категория: Разное | Добавил: Rozochka (31.05.2012)
Просмотров: 5650 | Комментарии: 1 | Теги: болезнь, медицина, психология, здоровье | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
^_^ Понятно, логично и основное все раскрыто. Спасибо за материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Часы для сайтов и блогов с кодом установки



гороскоп




Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Поиск по сайту


Сегодня были: solo-sofia, татана

Мастерская духовного развития "Siriana": Таро предсказания, матрицы успеха, энергетические настройки, посвящения рэйки, дистанционная диагностика, совместные медитации. Все права защищены. При копировании материалов, активная ссылка на сайт Siriana.ru обязательна!

Индекс цитирования
Гадания на Предсказание.Ru Каталог сайтов Всего.RU Яндекс.Метрика Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием. LightRay Твоя Йога Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог ссылок, Top 100. ЮРИНФОРМ-ЦЕНТР - Специалисты - Ипотечные брокеры (ипотечное кредитование) в Санкт-Петербурге Россия без наркотиков! Каталог лучших ссылок интернета МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Рейтинг сайтов Ufolog.ru Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ